Что болит при шизофрении?
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание. Но не для всех это очевидно. Ибо что болит? И как это измерить? Если у человека гипертония, то повышение артериального давления подтверждает тонометр. Если ОРЗ, то появляются всем знакомые и понятные жар, насморк, боль в горле. С инфекционными заболеваниями совсем просто: анализ взят, возбудитель обнаружен, диагноз подтвержден.
Шизофрения же поражает такую тонкую структуру, которую нельзя пощупать, нельзя найти в анатомическом атласе, нельзя измерить приборами. При шизофрении страдает личность.
Так как шизофрения может принимать разные формы течения, то и изменения личности могут возникать как постепенно, исподволь, в течение нескольких лет, так и резко, внезапно, в виде яркого приступа. В первом случае, родственники замечают постепенную утрату интересов и жизненной активности своего близкого, снижение продуктивности деятельности, изменение привычек, уменьшение круга общения, или наоборот вовлечение в него совершенно неожиданных лиц, появление холодности или даже враждебности в семейных отношениях (часто говорят: «в доме как будто поселился чужой человек»). Во втором - неожиданно для самого пациента ощущение себя и окружающего меняется до неузнаваемости, что-то неуловимое, непостижимое, необъяснимое вклинивается в привычную жизнь, вызывая страх, тревогу, нарушая сон, трудовую деятельность, личную жизнь, заставляя терять веру в себя и во все, что знал ранее, вызывая поведение, несвойственное данному человеку.
Получая лечение от шизофрении, человек прежде всего спасает свою личность от неё. Фактически, спасает себя того, каким он себя знал и каким его знали окружающие, свои темперамент, характер, мотивации и способности, свои разум, волю и чувства.
И в борьбе за эту тонкую, неосязаемую и такую неповторимую личность важно не только как можно раньше обратиться за помощью профессионала, но и в дальнейшем, поддерживая доверительный контакт с врачом, в партнерских взаимоотношениях с ним, гибко меняя интенсивность и методы лечения, а также профилактики повторных приступов и обострений, стремиться к тому, чтобы уберечь свое «Я» от посягательств болезни.
Мосова У. В.