Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Психологическая помощь \ Методы психологического консультирования

Методы психологического консультирования

К базовому пулу методов психологического консультирования относят беседу, интервью, активное и эмпатическое слушания, а также наблюдение. Помимо этих основополагающих методов в рамках психологического консультирования могут использоваться и другие методы, являющиеся профессиональными наработками отдельных психологических школ и базирующиеся на конкретных «именных» теориях.
 
Беседа
 
Беседа (здесь мы говорим о беседе не в обывательском представлении, а в понятийной сфере психологии) строится с использованием разных техник и приемов, позволяющих психологу достигнуть желаемого результата. Его первоочередной целью в данном случае является тщательный и скрупулезный сбор информации о психоэмоциональном состоянии своего клиента и установление с ним доверительных отношений. Большое значение здесь имеет вариабельность в ведении диалога, одобрение мнения пациента, мотивирование его к беседе, ясность и лаконичность речи психолога.  
 
Беседу можно использовать и как средство психотерапии для снижения тревожности пациента. В таком случае она служит одним из способов смещения акцентов на психологические проблемы субъекта и является своеобразном фоном или, если угодно, «бэкграундом» для всех используемых специалистом психотехник. 
 
Беседа может вестись спонтанно, интуитивно, или же, напротив, быть структурированной в рамках заранее составленной программы, так сказать, «вербальной стратегии». Такая заранее спланированная беседа носит название интервью.
 
Интервью
 
В рамках психологического консультирования существует несколько разновидностей интервью:
  • стандартизированное (основанное на выверенной тактике и четкой стратегии);
  • частично стандартизированное (базируется на такой же продуманной стратегии, но несколько гибче в плане тактики);
  • свободное диагностическое интервью (имеет заранее разработанную стратегию и абсолютно свободную «незашоренную» тактику, которая может постоянно трансформироваться в зависимости от индивидуальных особенностей клиента).
 
Активное слушание
 
Целью этого метода психологического консультирования является максимально аутентичное отражение информации говорящего. Этот метод обеспечивает более точное понимание друг друга участниками процесса, способствует созданию дружественной атмосферы и эмоционального сопереживания, а также помогает клиенту психолога в полном объеме осознать свою личную проблемную ситуацию. Активное слушание подразумевает применение ряда специфических техник и приемов:
  • искренняя и всем своим видом демонстрируемая заинтересованность в отношении собеседника (особое значение имеет поза, взгляд);
  • использование уточняющих вопросов («Вы имеете в виду, что…?», «Правильно ли я понял, что …?»);
  • повтор реплики собеседника («Вы сказали, что…»);
  • «переформатирование» фраз собеседника («Иными словами…»);
  • «суппортивные» реакции (т.н. «угу-реакции», выражаемые киванием или вербальным «да-да» и т.д.), стимуляция собеседника к дальнейшему разговору («говорите, говорите», «это очень интересно»);
  • подведение итогов («Мы поговорили о…», «В целом вы хотите сказать…», «Можно сделать вывод…», «Резюмируя…»).
Метод «активного слушания» в обязательном порядке входит в «джентльменский набор» психолога при проведении психологического консультирования. Владение им — обязанность любого специалиста в области психологии, претендующего на звание профессионала своего дела. Нередко дилетантом от психологии недооценивается значение данного метода. В таких ситуациях горе-консультант подменяет свою задачу точного отражения информации, полученной от клиента, собственной интерпретацией его личностных свойств, мотивов его поступков и стремиться на скорую руку «слепить» поверхностную оценку его личности. Применение такой техники активного слушания, как повторение, позволяет клиенту убедиться в том, что его внимательно слушают и понимают. Помимо этого он словно слышит себя со стороны, что позволяет ему лучше осознать ситуацию и свою роль в ней. 
 
Эмпатическое слушание
 
В эмпатическом слушании первостепенной задачей психолога является точное отражение чувств клиента. Используется в тех случаях, когда собеседник потребность поделиться своими переживаниями, и сам проявляет инициативу. Эмпатичское слушание не предусматривает оценку и интерпретацию скрытых мотивов поведения клиента: самое главное здесь — точно отразить, переживания, эмоции чувства собеседника, являясь своеобразным резонатором или даже пресловутой «жилеткой», в которую, как следует «поплакавшись», клиент может излить все наболевшее. Важными инструментами эффективного общения в ходе эмпатического слушания является следующая триада:
  • эмпатия или, если говорить более понятным языком, то сопереживание. Заключается в стремлении понять собеседника на уровне чувств, переживании тех же эмоций, испытываемых другим человеком;
  • рефлексия: способность видеть себя глазами собеседника, анализировать свои действия, поступки, состояние психики;
  • идентификация: уподобление другому человеку, отождествление себя с ним, способность перенести себя на место другого.
 
Наблюдение
 
Под наблюдением в рамках психологического консультирования понимают умышленное, систематическое и акцентированное восприятие психических процессов и явлений с целью исследования их изменений в определенных ситуациях и поиск истоков этих явлений. Психолог должен уметь наблюдать как за вербальным, так и за невербальным поведением своего клиента. В последнем случае очень важно знать различные разновидности невербальных языков.