Поиск по сайту:
Специфическое нарушение навыков чтения (дислексия)
Дислексия является своеобразным «чемпионом» среди специфических расстройств школьных навыков. По данным статистики, до 10% детей поступающих в школу имеют именно это расстройство. Очень часто это дети из неблагополучных семей.
Принято выделять следующие факторы, способствующие развитию дислексии.
Органическое поражение головного мозга (ДЦП, эпилепсия и другие заболевания).
Когнитивная неспособность к обучению навыку чтения, вследствие дефицита словарного запаса, зрительного восприятия, зрительной памяти, нарушение последовательности переработки информации. Часто отмечается затруднение воспроизведения слов по буквам (спеллинг). Следует отметить,что трудности спеллингования могут отмечаться и у взрослых, что связано с дефицитом зрительного контроля процесса чтения (перестановки букв в слове и слов в предложении).
Наследственная отягощенность ( хотя в этом вопросе еще продолжаются научные дискуссии).
Социальная, психолого-педагогическая запущенность.
Испытывая трудности в процессе чтения, находясь в ситуации «неуспеха», ребенок старается избегать этого вида нагрузки, часто с раздражением реагирует на замечания родителей и учителей, утрачивает интерес к чтению.
Прогностическая оценка дислексии зависит от ее тяжести, своевременности начала проведения комплексных реабилитационных мероприятий, включающих возможную медицинскую, психологическую коррекцию, психотерапевтическую поддержку в разрешении возможных семейных конфликтов.
Решение этой проблемы поможет вернуть ребенку уверенность в себя, позволит ему по другому взглянуть на свои возможности, снизить состояние тревоги у родителей перед необходимостью общения с учителями в школе. В НДЦ клинической психиатрии используется комплексный подход для лечения дислексии с участием психотерапевта, нейропсихолога, медицинского психолога.
В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии