Нейропсихология
Что такое нейропсихология?
Кому нужна нейропсихология?
Какой метод нейропсихологии выбрать?
Кто занимается нейропсихологией?
нейропсихология в Центре клинической психиатрии
Кому нужна нейропсихология?
Какой метод нейропсихологии выбрать?
Кто занимается нейропсихологией?
нейропсихология в Центре клинической психиатрии
Что такое нейропсихология?
Вопросы, находящиеся в понятийной сфере нейропсихологии, стали волновать ученых еще в 19 веке. Именно тогда зародились первые представления о мозге, как о совокупности систем, каждая из которых «заведует» конкретными психическими процессами. С течением времени интересы исследователей несколько трансформировались: если поначалу они были поглощены выявлением различий между мозгом человека и животного, то позднее в сферу их интересов попало поведение и его экспериментальное исследование. Причем на заре 20 века делалось это довольно радикально: производилось повреждение или полное удаление отдельных областей мозга, после чего велось пристальное наблюдение за подопытным (литературной аллюзией к подобным изысканиям служит сюжет булгаковского «Собачьего сердца»).
Так постепенно и выкристаллизовалось современное определение нейропсихологии как раздела психологии, изучающего особенности высших психических функций головного мозга на основе наблюдений за его очаговыми поражениями. Отцом-основателем отечественной нейропсихологии стал А.Р. Лурия. Инструментом исследований в области нейропсихологии выступает системный анализ расстройств высших психических функций, в рамках которого проводится их качественная квалификация и определяется характер поражения мозга.
«Фактуру» для упомянутого выше анализа можно получить как вербально, в процессе рассказа пациента о своих ощущениях (как, собственно, и поступали нейропсихологии 19 века), так и посредством технологических средств регистрации взаимосвязи мозга с психической деятельностью. В настоящее время оба этих метода органично дополняют друг друга.
Основными объектами изучения нейропсихологии являются сознание, память, речь, личность.
Повреждение теменной части головного мозга ведет к нарушению человеческого сознания. Так, он утрачивает способность анализировать свое поведение, осознавать свои поступки, эмоции и даже отдельные части тела. Отдельное место в нейропсихологии занимает исследование воздействия на мозг и сознание различных психоактивных препаратов.
Память – «непаханая целина» нейропсихологии. Как известно, головной мозг получает информацию от разветвленной системы нервных волокон. Считается, что аккумуляция опыта происходит на уровне синаптических контактов между нервными волокнами. Но до сего времени остается неясно, почему повреждение нервных связей не влечет за собой избирательного «стирания» воспоминаний. Экспериментально подтверждено, что память являет собой целостную функцию. Таким образом, невозможно воздействовать на воспоминания путем локального удаления какого-нибудь участка мозга.
Под речью в нейропсихологии понимают способность человека обмениваться сообщениями посредством различных сигналов – языковых, математических, музыкальных и т.п. За речевые функции отвечает, как правило, левое полушарие головного мозга. Поэтому его повреждения вызывают афазии (разнообразные речевые расстройства).
Личность человека формирует лимбическая система головного мозга. Большое значение в этом имеют различные биологически активные вещества (медиаторы). Например, сексуальную активность предопределяют половые гормоны, стрессы связаны с гормонами надпочечников, а аппетит – с уровнем инсулина в крови.
Нейропсихология – динамично развивающееся направление психологии, постоянно наращивающее информативное «мясо» на научный «скелет». А с увеличением объема научных знаний растут и возможности воздействия на психику и поведение человека.