Нейропсихология
Что такое нейропсихология?
Кому нужна нейропсихология?
Какой метод нейропсихологии выбрать?
Кто занимается нейропсихологией?
нейропсихология в Центре клинической психиатрии
Кому нужна нейропсихология?
Какой метод нейропсихологии выбрать?
Кто занимается нейропсихологией?
нейропсихология в Центре клинической психиатрии
Кому нужна нейропсихология?
Нейропсихология имеет дело с целым рядом различных расстройств мозговых функций. Чаще всего специалистам данного профиля приходится иметь дело с разного рода речевыми расстройствами – афазиями. Здесь важно отметить, что дизартрия (нечленораздельное произношение отдельных слов) и заикание не входят в область компетенции нейропсихологии. Речь может лишь идти о дифференциальной диагностике данных функциональных нарушений речи от нарушений органических, коими являются различные афазии. Еще один органический недуг, которым занимаются нейропсихологи — апраксия, которая проявляется утратой мелкой двигательной моторики на фоне сохранения общей силы в конечностях и ненарушенных двигательных актов. Нарушение письма — аграфия — также вотчина нейропсихологии. К слову, нарушение письма может сопровождать афазию. Характерным расстройством мозговой деятельности является акалькулия — нарушение счетных операций. В зависимости от пораженного участка мозга акалькулия имеет различные признаки и патогенетические механизмы. Отдельную группу органических поражений головного мозга составляют так называемые лобные синдромы, различающиеся расположением патологических очагов.
Методы нейропсихологической диагностики в педиатрической практике стали использоваться несколько позже, нежели у взрослых пациентов. Сейчас уже не приходится спорить, что сфера их использования чрезвычайно широка и многообразна. В нейрохирургии, неврологии, психиатрии, дефектологии данные методы применяются не только в целях точечного определения очагов поражения головного мозга, но и для восстановительных мероприятий. В последние годы возможности нейропсихологии широко применяются в рамках различных экспертиз, проводимых на базе школ или дошкольных заведений. Так, в частности, проводится оценка способностей детей и подростков, на основе проведенных нейропсихологических исследований составляется свод рекомендаций по подготовке детей к обучению в школе, описываются когнитивные способности ребенка. Помимо этого, областью использования методов нейропсихологии является их непосредственное приложение к процессу исследования обеспечения головным мозгом индивидуального психического развития, а также оценку степени вовлеченности биологических и психосоциальных факторов в общее развитие ребенка.