Психика здоровых детей и подростков.
Кто оценит психику здоровых детей и подростков?
Оценка психики здоровых детей и подростков в Центре клинической психиатрии
Что такое психика здоровых детей и подростков?
Все родители помнят и знают, каким ребенок родился, когда сделал первые шаги, произнес первое слово. Правильное развитие психики ребенка зависит как от биологических причин (наследственность, патология беременности и родов у матери, ранние вредности), так и от социально-психологических (кто рядом с ним, какое воспитание малыш получает, в каких условиях растет и т.д.). Нередки случаи социально-педагогической запущенности, когда здоровый ребенок вырастает аутичным, неприспособленным к жизни, а то и вовсе слабоумным.
В процессе развития ребенка происходит, помимо прибавки массы тела и роста, увеличение размера мозга (например, в 7-летнем возрасте его обьем в 4 раза больше, чем у новорожденного). Постепенно в результате подражания и научения деятельность ребенка становится более сложной и многообразной. Большое значение имеет, на фоне развития определенных структур мозга, появление одной из высших корковых функций - речи. Наиболее уязвимо здоровье ребенка, в том числе его высшая нервная система, в «кризовые» периоды: 2-4 года, 7-8 лет и 12-15 лет. Заболевания, возникающие в раннем периоде, отличаются злокачественным течением и быстро приводят к инвалидизации. Чем раньше возникает психическое заболевание, тем хуже его последствия. С другой стороны, детский организм, в отличие от взрослого, имеет массу резервов и возможностей для восстановления функций и часто происходит компенсация имеющихся нарушений.
В общем виде выделяется 4 возрастных уровня нервно-психического реагирования детей и подростков (онтогенеза): соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-10 лет), аффективный (7-12 лет), идеаторный (12-16 лет). Для первого уровня характерны проблемы с основными физиологическими функциями организма: питанием, навыками опрятности, сна, общим тонусом организма (возбудимость либо торможение). Психомоторному уровню соответствуют преимущественно двигательные расстройства: тики, заикание, явления гиперактивности. С развитием у ребенка самосознания и самооценки на аффективном уровне реагирования могут возникать различные страхи, повышенная возбудимость. Наконец, на идеаторном уровне, совпадающем с перестройкой организма в пубертатном возрасте, возможны такие специфические нарушения, как нервная анорексия, дисморфофобия, метафизические идеи, депрессии, различные поведенческие нарушения.
Общие нарушения, возникающие в результате действия биологических и социальных факторов, в детстве принято обозначать дизонтогенезом. Чаще всего встречаются три его вида: ретардация (запаздывание или приостановка в развитии, чаще олигофрения), асинхронии (когда одни психические функции развиваются быстро, а другие - медленно, т.е. неравномерно) и регресс (утрата уже существующих навыков и функций). Регресс часто возникает как защитный механизм при сильном стрессе и психическом напряжении, в этом случае он полностью обратим. При злокачественной детской шизофрении регресс более выражен и необратим.
Наиболее сложное понятие, относящееся к психическому развитию – личность ребенка. Она складывается из конституции (врожденные особенности) и приобретаемого в процессе взросления социального опыта. Расстройство личности может быть в виде акцентуации (незначительное заострение присущих с детства черт), так и психопатии (грубые поведенческие нарушения, не позволяющиеся приспособиться к условиям и требованиям окружающей среды). Основные проявления психопатии приходятся на подростковый возраст.