Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Психологическая помощь \ Общие вопросы психологической помощи \ Психология личности и социального окружения

Психология личности и социального окружения

Что может быть противоречивее и загадочнее поведения человека? Его многоплановость практически безальтернативно предопределяет необходимость разноуровневого анализа для всестороннего изучения особенностей функционирования психики homo sapiens. Объектом изучения для психологии личности являются не вырванные из общего контекста психического функционирования отдельные его аспекты (память, воля, эмоции, мотивация), а человек как единое целое, во всем многообразии проявлений своей индивидуальности.
 
Психология личности занимается изучением личностных проявлений в самом широком оценочном диапазоне, включая:
  • внешность;
  • интеллектуальные способности и одаренность;
  • черты характера;
  • манеру общения;
  • волю;
  • жизненные ценности;
  • социальную роль;
  • нравственные качества;
  • влечения и потребности;
  • мотивы деятельности личности;
  • индивидуальные биохимические свойства;
  • типы высшей нервной деятельности и т.д.
Но личность не формируется сама по себе: во всех ее определениях так или иначе красной линией проходит общественный «бэкграунд», вовлеченность личности в различные системы социальных отношений. Это значит, что любую личность можно представить, как бинарную психо-социальную систему. Таким образом, психология личности неразрывно связана с психологией социального окружения. Иного и быть не может: личность ведь не находится в вакууме, подобно меметичному «сферическому коню», а всегда является частью чего-либо, будь то конкретный исторический период, социальный слой, группа или организация. Социальное окружение в любом случае будет накладывать отпечаток на особенности личности, формировать определенные поведенческие алгоритмы. 
 
Воздействие общества на личность может реализовываться на макро- и микроуровнях. Под макроуровнем подразумевается социальная среда в самом широком понимании этого слова, начиная от государства и заканчивая всей мировой общественной системой. В свою очередь, микроуровень — это социальная среда «на уровне вытянутой руки», т.е. семья, друзья, соседи, коллеги по работе и т.д. При этом личность может являться не только объектом для воздействия социума, но и субъектом деятельности. Не надо скромничать, изначально отводя себе пассивную роль: каждый из нас самым непосредственным образом воздействует на других людей, взаимодействуя с ними на почве труда, обучения и досуга и влияя тем самым на микросреду. Выбирая же того или иного кандидата в ходе разноуровневых электоральных процедур, принимая участие в митингах, демонстрациях и тому подобных общественных акциях личность может выступать в роли субъекта, преобразовывающего макросреду. А если копнуть еще глубже, то можно с полным на то основанием представить личность как действующую силу исторического процесса, т.к. каждый из нас выступает в нем как непосредственный участник.
При рассмотрении вопроса формирования личности, необходимо отметить, что человек не может существовать вне социальных рамок. В ходе взаимодействия человека с социальным окружением генерируется целый ряд психосоциальных явлений, влияющих на формирование личности. Резюме: формирование человека как личности протекает в конкретных исторических и социоэкономических условиях.
 
Степень включения личности в общественную жизнь (иными словами — социализации личности) может различаться в зависимости от возраста человека. Всего принято выделять пять стадий социализации: первичная социализация, стадия индивидуализации, стадия интеграции, трудовая стадия социализации, стадия послетрудовой деятельности.
 
Первичная социализация — это приспособление к социальному окружению, которое длится с момента рождения до пубертатного периода. Характерной чертой данной стадии является активное использование детьми такого помогающего им в адаптации приема как подражание. Красноречивый пример — детские игры в этом возрасте, которые все так или иначе связаны с подражанием взрослым. 
 
Стадия индивидуализации характеризуется отчетливым стремлением выделяться, выбиваться из общего ряда. В этот период подросток старается всяческими способами обозначить свое «Я», «бунтует» против мира, нигилистичен и категоричен в суждениях. Тем не менее, присутствующее на этом этапе стремление к самоопределению еще недостаточно осознано, мировоззрение и характер неустойчивы. 
 
Стадия интеграции — это, фактически, поиск своего места в системе общественных отношений. Его успешность соответствием основных личностных качеств требованиям общества. При их совпадении интеграция протекает относительно гладко. В противном же случае возможны следующие варианты:
  • частые проявления агрессии в отношении социального окружения для иллюзорного сохранения своего «Я»;
  • отказ от собственной индивидуальности, подгонка своей личности под стандартное «лекало»;
  • раздвоение личности, проявляющееся во внешнем принятии требований социального окружения на фоне внутреннего стремления сохранить свою индивидуальность. Подобный конформизм чреват обострением внутриличностных конфликтов.
Трудовая стадия социализации — самая протяженная во времени. Она длится весь период трудоспособности, т.е. хронологически совпадает с периодом трудовой деятельности. Характерной чертой этой стадии является двусторонний обмен социальным опытом. Если при первых двух стадиях личность только получала его, то теперь она выступает также и в роли генератора, активно взаимодействуя с окружающими посредством различных форм деятельности. 
 
Стадия послетрудовой деятельности — это своеобразный «осенний марафон» личностного развития, когда на первый план выходит функция передачи накопленного социального опыта следующим поколениям.
 
В каждой социальной культуре существует особый, присущий только ей стиль личностной социализации. Он определяется ожиданиями общества от личности в процессе ее социализации. На каждом этапе развития личности та либо принимается социальным окружением, либо отторгается им.
 
Вступление в каждый последующий возрастной период социализации является критически важным событием. В этот момент прежние социальные отношения и коммуникативные модели навсегда заменяются новыми, что порой происходит очень болезненно. Наиболее ярко подобные трансформации происходят в детском и юношеском возрасте. Именно с этим связаны такие издержки взросления, как трудновоспитуемость, упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. К слову, пресловутый кризис среднего возраста — это всего лишь повторение уже пройденного, т.к. в детском и юношеском возрасте личность настигают едва ли не более ярко выраженные кризисы, которые могут быть большими и малыми. Большие кризисы связаны с глобальной перестройкой взаимоотношений с социальным окружением. Малые кризисы, в свою очередь, протекают внешне довольно спокойно. Они являются квинтэссенцией известного афоризма «Во многой мудрости много печали», т.к. обусловлены накоплением знаний, умений и навыков, определяющих самостоятельность ребенка или подростка. При этом нельзя так уж бояться слова «кризис». Наряду с внешней отрицательностью, они несут и немало положительного. А уж преобладание того или другого зависит от самого человека, от того, как он преодолевает все невзгоды и насколько быстро и безболезненно находит взаимопонимание с окружающей его средой. 
 
Таким образом, психологические аспекты личностного развития неразрывно связаны с социальным окружением субъекта, которое, представляя собой этакий коллективный разум, вступает во взаимодействие с формирующими его субъединицами и предстает в образе некоего скульптора высшего порядка. А материалом и одновременно инструментом в его творческой мастерской являемся мы с вами…