Расстройство поведения
Что такое расстройство поведения?
Кто поможет при расстройстве поведения?
Лечение расстройства поведения в Центре клинической психиатрии
Кто поможет при расстройстве поведения?
Лечение расстройства поведения в Центре клинической психиатрии
Что такое расстройство поведения?
Одним из главных завоеваний человечества является способность к проявлению высших эмоций, таких, как сопереживание, чувство ответственности, альтруизм. Эти тончайшие регуляторы психической деятельности помогают людям приспосабливаться к окружающему миру. Однако эмоциональный фон — структура очень лабильная по своей сути, и любое воздействие внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, в особенности длительное, может вызвать стойкую дестабилизацию эмоциональной сферы.
В генерации эмоций в первую очередь участвует кора головного мозга, его подкорковые структуры, вегетативные и двигательные механизмы. Особенность детского организма состоит в том, что в нем эти структуры менее дифференцированы, а это значит, что в проявление эмоций в значительной степени связано с теми сферами, которые обычно не принято ассоциировать с эмоциональными переживаниями: температура тела, работа пищеварительного тракта, двигательная активность. Таким образом, у детей ввиду атипичности проявления эмоциональных расстройств гораздо сложнее распознать проблемы эмоциональной сферы, а ведь это очень важно для правильного и своевременного лечения. Родители обращают внимание на что угодно: на ухудшение аппетита, ослабление иммунитета, снижение темпа набора массы тела, но не замечают расстройств поведения: капризности, немотивированной злобы, приостановки интеллектуального развития, проблем в общении. И чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляют себя нарушения в поведении, которые достигают пика в переходном возрасте.
Резюмируя, можно дать расстройству поведения следующее определение: это ненормальность практических действий и поступков, в которых реализуются внутренние «темные» побуждения ребенка. Каким образом, и в каких формах это может проявляться? В раннем возрасте на первый план выходят соматические проявления: избыточное потоотделение, ухудшение аппетита и сна, озноб, недержание мочи или кала, гиперемия или побледнение кожи. В дальнейшем «подключаются» и эмоциональные индикаторы: плаксивость, тревожность, импульсивность, гнев, агрессия. В школьном возрасте отмечаются нарушения вегетативных функций, напоминающие те или иные заболевания, снижение успеваемости. Как уже было сказано немного выше, в подростковом возрасте все детские расстройства поведения приобретают совсем уж девиантные формы, что может проявляться в воровстве, побегах из дома, прогулах уроков, лживости, вандализме, насилии, жестокости и нападениях на людей.
Что является причиной расстройств поведения? Органические заболевания головного мозга (врожденные или в первые три года жизни), длительное воздействие неблагоприятных факторов, травмирующих психику ребенка, в том числе, внутрисемейные конфликты, неправильный подход родителей к воспитанию, неквалифицированные действия воспитателей дошкольных учреждений или школьных педагогов. Все эти негативные факторы микросоциальной среды вкупе с индивидуальными личностными предпосылками (темперамент, наличие патологических черт характера) создают благоприятную почву для расстройств поведения.