Поиск по сайту:


Подготовка ребенка к школе
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ -
УЧЕСТЬ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПРИ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ
ВАЖНО ОЦЕНИТЬ:
![]() |
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА |
![]() |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
![]() |
ЭМОЦИИ |
НУЖНО УБЕДИТЬСЯ, ЧТО РЕБЕНОК ЗДОРОВ!
НЕ ВРЕДИТЕ ДЕТЯМ — УЗНАЙТЕ О РИСКАХ И СГЛАЖИВАЙТЕ ИХ!
Каждый ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошее образование, а в дальнейшем и специальность. В современных условиях обучение детей начинается чуть ли не с момента рождения, чему способствуют многочисленные методики, направленные на ускоренное развитие малыша. Нередко это происходит в ущерб ребенку, лишая его «счастливого детства» и вызывая последующий протест к школе.
Дети, посещающие детский сад, считаются более адаптированными в коллективе, у них лучше развиты коммуникативные навыки, они быстрее привыкают к школе. Если дети в силу особенностей характера (ранимые, тревожные, гиперответственные, необщительные) и воспитания (гиперопека) испытывают страх перед школой, то можно обратиться к психологу, с ребенком будет проведен тренинг более уверенного поведения, обучения соответствующим навыкам.
Важно определить склонность ребенка к точным либо к гуманитарным наукам в зависимости от типа мышления, бессмысленно требовать от малыша с богатой фантазией и творческими способностями операций анализа и синтеза. Также необходимо учитывать, что ребенок в силу повышенной двигательной активности в этом возрасте не всегда способен заниматься 45 минут, требуются игры и упражнения на переключение внимания и т.д.
Школу нужно выбирать заранее, вместе с ребенком познакомиться с будущим учителем, при необходимости посещать подготовительные курсы. Если, пусть и более «сильная», школа расположена далеко и ребенок устает в дороге, стоит задуматься о более удобном ее нахождении. «Трудные» дети с гиперактивностью, нарушениями поведения нуждаются в индивидуальном подходе.
При комплексном определении уровня развития и готовности ребенка к школе во многих случаях требуется консультация детского психоневролога и психотерапевта. С учетом повышенных требований к ребенку со стороны родителей и педагогов, а подчас агрессивной среды, окружающей ребенка, дети со слабой психикой часто и легко подвержены стрессу. Это может приводить к приводить к различной, в том числе скрытой психической патологии. Психоневролог нужен, чтобы не допустить катастрофы.
P.Е.Соколов, НДЦ клинической психиатрии
Одним из очень волнительных моментов для родителей становится поступление ребенка в школу. Ведь это своеобразное подведение итогов многолетней совместной работы родителей и воспитателей дошкольного учреждения. Особое волнение у родителей часто вызывает психологическое тестирование готовности ребенка к школе. По мнению большинства отечественных психологов (Божович, Анастази, Запорожец и др.) готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов, развития эмоционально-волевой сферы. Для удобства принято выделять 3 компонента психологической готовности к школе:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социально- психологическая готовность.
Давайте более подробно рассмотрим каждый из компонентов.
Что следует понимать под «личностной готовностью ребенка к школе»? Это в первую очередь принятие новой позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школьному обучению можно считать ребенка, которого школа привлекает возможностью получать новые зна- ния, базирующиеся на развитом познавательном интересе, учебной мотивации. Также очень важна высокая эмоциональная устойчивость, т. к. в процессе обучения, особенно на его начальном этапе, очень часто отмечаются трудности в формировании учебных умений и навыков, особенно правописания. Необходимо формировать у ребенка понимания взаимосвязи между волевой устойчивостью и успехами освоения учебных навыков.
Другим не менее важным компонентом является «интеллектуальная готовность ребенка к школе», что подразумевает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Обычно для диагностики интеллектуальной готовности используют батарею тестов с помощью которой оценивают уровень интеллектуального развития дошкольника, развитие восприятия, способность к продуктивному запоминанию материала с одновременной диагностикой ведущего вида памяти ( информация может быть полезна как для родителей, так и для будущего учителя первоклассника), овладению на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов. Оценивается также уровень развития движений руки и зрительно-двигательной координации (имеет важное значение в процессе освоения чтения и письма).
И, наконец, третий блок, который включает в себя социально-психологическую готовность к школьному обучению. В этом блоке оценивается уровень развития у детей потребности в общении с другими детьми, умение подчиняться интересам и традициям детской группы, освоение и умение справляться с новой для ребенка социальной ролью школьника. Обнаружение нарушений в любом из указанных компонентов, может значительно затруднять процесс адаптации ребенка к школе и освоения навыков учебной деятельности. Специалисты нашего Центра подходят комплексно к решению данной проблемы и предлагают программу по диагностике и коррекции проблем готовности к школьному обучению.
В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии