Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ О центре \ Центр психотерапии и психологической помощи \ Родителям детей и подростков \ Подготовка ребенка к школе

Подготовка ребенка к школе

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ -
УЧЕСТЬ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА ПРИ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ

ВАЖНО ОЦЕНИТЬ:

ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ЭМОЦИИ


НУЖНО УБЕДИТЬСЯ, ЧТО РЕБЕНОК ЗДОРОВ!
НЕ ВРЕДИТЕ ДЕТЯМ — УЗНАЙТЕ О РИСКАХ И СГЛАЖИВАЙТЕ ИХ!

Каждый ответственный родитель хочет, чтобы его ребенок получил хорошее образование, а в дальнейшем и специальность. В современных условиях обучение детей начинается чуть ли не с момента рождения, чему способствуют многочисленные методики, направленные на ускоренное развитие малыша. Нередко это происходит в ущерб ребенку, лишая его «счастливого детства» и вызывая последующий протест к школе.

Дети, посещающие детский сад, считаются более адаптированными в коллективе, у них лучше развиты коммуникативные навыки, они быстрее привыкают  к школе. Если дети в силу особенностей характера (ранимые, тревожные, гиперответственные, необщительные) и воспитания (гиперопека) испытывают страх перед школой, то можно обратиться к психологу, с ребенком будет проведен тренинг более уверенного поведения, обучения соответствующим навыкам.

Важно определить склонность ребенка к точным либо к гуманитарным наукам в зависимости от типа мышления, бессмысленно требовать от малыша с богатой фантазией и творческими способностями операций анализа и синтеза. Также необходимо учитывать, что ребенок в силу повышенной двигательной активности в этом возрасте не всегда способен заниматься 45 минут, требуются игры и упражнения на переключение внимания и т.д.

Школу нужно выбирать заранее, вместе с ребенком познакомиться с будущим учителем, при необходимости посещать подготовительные курсы. Если, пусть и более «сильная», школа расположена далеко и ребенок устает в дороге, стоит задуматься о более удобном ее нахождении. «Трудные» дети с гиперактивностью, нарушениями поведения нуждаются в индивидуальном подходе.

При комплексном определении уровня развития и готовности ребенка к школе во многих случаях требуется консультация детского психоневролога и психотерапевта. С учетом повышенных требований к ребенку со стороны родителей и педагогов, а подчас агрессивной среды, окружающей ребенка, дети со слабой психикой часто и легко подвержены стрессу. Это может приводить к приводить к различной, в том числе скрытой психической патологии. Психоневролог нужен, чтобы не допустить катастрофы.

P.Е.Соколов, НДЦ клинической психиатрии

 

Одним из очень волнительных моментов для родителей становится поступление   ребенка в школу. Ведь это своеобразное подведение итогов многолетней совместной работы  родителей и воспитателей дошкольного учреждения. Особое волнение у родителей часто вызывает психологическое тестирование готовности ребенка к школе. По мнению    большинства отечественных психологов (Божович, Анастази, Запорожец и  др.) готовность  ребенка к школе складывается из определенного уровня интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов, развития  эмоционально-волевой  сферы. Для удобства принято выделять 3 компонента психологической готовности  к  школе:
-     личностная  готовность;  
-     интеллектуальная готовность;
-     социально- психологическая  готовность.

Давайте более подробно рассмотрим каждый из компонентов.
Что следует понимать под «личностной готовностью ребенка к школе»? Это в первую очередь принятие новой позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школьному обучению можно считать ребенка, которого школа привлекает возможностью получать новые зна-  ния, базирующиеся на развитом познавательном интересе, учебной мотивации. Также очень  важна высокая эмоциональная устойчивость, т. к. в процессе обучения, особенно на его начальном этапе, очень часто отмечаются трудности  в формировании  учебных умений и навыков, особенно правописания. Необходимо  формировать  у ребенка понимания взаимосвязи  между  волевой  устойчивостью  и  успехами освоения учебных навыков.

Другим не менее важным компонентом  является  «интеллектуальная  готовность ребенка  к школе», что подразумевает наличие  у  ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Обычно  для  диагностики интеллектуальной готовности  используют  батарею  тестов с помощью  которой  оценивают уровень интеллектуального развития  дошкольника, развитие восприятия, способность к продуктивному запоминанию материала с одновременной  диагностикой  ведущего  вида памяти ( информация  может  быть  полезна  как  для  родителей, так  и для  будущего учителя первоклассника), овладению  на  слух  разговорной речью  и способностью к пониманию  и  применению символов. Оценивается  также  уровень  развития   движений руки  и  зрительно-двигательной  координации (имеет важное  значение в процессе освоения  чтения и  письма).

И, наконец, третий  блок,  который  включает  в  себя  социально-психологическую готовность к  школьному  обучению. В  этом  блоке  оценивается уровень  развития  у  детей  потребности  в  общении  с другими  детьми, умение  подчиняться интересам  и  традициям  детской  группы, освоение  и  умение  справляться  с  новой  для  ребенка  социальной  ролью  школьника. Обнаружение  нарушений  в  любом  из указанных компонентов,  может  значительно затруднять  процесс  адаптации  ребенка  к  школе и  освоения  навыков  учебной  деятельности. Специалисты  нашего  Центра подходят  комплексно к решению  данной  проблемы  и  предлагают  программу  по  диагностике  и  коррекции  проблем  готовности  к  школьному  обучению.

 

В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии