Работа с родителями детей с СДВГ
Одной из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются родители в процессе воспитания, это формирование эффективных взаимоотношений со своим ребенком, стиль взаимодействия с ним. Особенно остро эта проблема встает в случае если ребенок больной, т. к. многократно возрастает ответственность родителей в выборе меры воспитательного воздействия, то что в обыденной речи звучит и на практике применяется как «метод кнута и пряника».В формировании общения с таким ребенком важна любая мелочь: тембр голоса, форма обращения к ребенку, эмоциональное состояние родителя и ребенка, объективная оценка родителями возможности выполнения ребенком предъявляемых к нему требований с учетом возраста, уровня психического развития. Необходимо учитывать, что наиболее часто применяемые родителями дисциплинарные методы воздействия для гиперактивного ребенка часто оказываются неэффективными. Система ограничений и запретов предъявляемых к ребенку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, должна быть четкой и обязательной к выполнению, при этом количество запретов должно быть сведено к минимуму. Они должны затрагивать только вопросы безопасности и здоровья ребенка. Система санкций, которая последует за нарушение должна разрабатываться только совместно с ребенком. Эмоциональный фон при общении с ребенком должен быть ровным и настраивать ребенка на позитивный результат его усилий. Очень большое внимание со стороны родителей должно быть уделено построению вербального общения, с учетом особенностей восприятия у этих детей. Так инструкция, предворяющая любой вид деятельности ребенка не должна содержать более10слов. Построение фраз в общении с таким ребенком, строится так чтобы перенаправлять его неконтролируемую энергию в нужное русло. Давать следующее задание можно только после выполнения предыдущего,с обязательным контролем качества выполнения. Категорически недопустим резкий переход от одного вида деятельности к другой, всегда необходимо дать ребенку время на подготовку, следует заранее предупреждать об изменениях, проговаривать последовательность и порядок деятельности, включая и временной интервал, что является важным организующим фактором.
В продолжение сказанного следует отметить необходимость приучать ребенка к четкому распорядку дня. Проведение развивающих занятий родителями должно быть детально продуманно, включая структуру занятия, наглядный материал, физкультминутки. Занятие должно включать различные методы- это и рассказ, демонстрация, обыгрывание сюжета. Такая специфика построения занятия объясняется быстрым пресыщением возникающим у детей с синдромом дефицита внимания в процессе одноообразной деятельности. При построения занятия важно, чтобы сочетались игры на развитие внимания, координации движений,тактильное взаимодействие, пальчиковые игры, постановочные сценки с участием ребенка для развития способности понимания и выражения эмоционального состояния. Уважаемые родители, если у Вас возникают трудности во взаимодействии с ребенком, Вы хотите усовершенствовать и расширить методику взаимодействия со своим ребенком, то опытные Психиатры, Психотерапевты и Психологи готовы оказать квалифицированную помощь
На самом деле эти дети серьезно больны. Эта патология в международной психиатрической классификации именуется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проблемы, связанные с СДВГ, очень распространены среди школьников.
Факторы, которые могут способствовать возникновению СДВГ:
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности,
- кислородное голодание (гипоксия) плода,
- удушье (асфиксия) новорожденного,
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
- курение будущей матери во время беременности,
- употребление алкоголя,
- инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша,
- генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер),
- неблагополучная психическая обстановка, в которой растёт ребёнок (холодная атмосфера, жестокость).
Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности заключаются в том, что дети испытывают сложности с концентрацией внимания на деталях; делают ошибки в домашней работе и других видах деятельности. Они не слушают, что говорит учитель; не следуют инструкциям, не доводят работу до конца; с большой неохотой выполняют задания, для которых требуется длительное умственное напряжение.
Их отвлекают любые посторонние стимулы, они встают с места, легко переходят от одного вида деятельности к другому.
Таким детям очень сложно ждать – они импульсивно выкрикивают ответ ещё до того, как вопрос произнесён до конца, не выносят очередей. Это сопровождается эмоциональными нарушениями (неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам).
Из-за «плохого» поведения возникают сложности с общением – дети мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в беседы или игры).
Могут возникать нарушения координации (дети не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы), частичные задержки развития (отставание в развитии школьных навыков не менее чем на два года), нарушается сон (бессонница, трудности с засыпанием, «чуткий» сон и пр.).
Дети с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений.
Наличие у ребенка более половины из перечисленных выше симптомов, является основанием для обращения к специалисту. Они нуждаются в тщательном обследовании, медицинской, психологической и педагогической помощи. Родители должны знать, что СДВГ лечится, но процесс этот долгий и требует усилия всей семьи.
Воспитатели в детском саду или учителя в школе постоянно жалуются на вашего ребенка, говорят, что он неугомонный, неусидчивый, суетливый, конфликтует с детьми. Ребенок крайне невнимательный, несобранный, постоянно переключается с одного вида деятельности на другой. Просидеть весь урок за партой для него – настоящая пытка, поэтому он может вскочить среди урока и начать ходить. А если ему все-таки удается усидеть за партой все положенное время, то к концу урока он может начать скакать за партой, постоянно меняя позу и отвлекая внимание других детей.
Дома, в гостях, в театре, в цирке – везде ребенок очень активен, не дает покоя ни вам, ни другим людям. Вы устали делать ему замечания, постоянно воспитывать - пора призадуматься и выяснить причину такого поведения ребенка.
Чаще всего гиперактивность – признак поведенческого расстройства у детей – синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Возможны и другие причины.
Поставить диагноз сможет только психиатр или детский психоневролог. Обязательно нужно определить, нет ли гормональных нарушений (консультация эндогринолога), расстройств сердечно-сосудистой системы (консультация терапевта, консультация кардиолога), неврологических нарушений (консультация невролога). Важно провести нейровизуализацию (увидеть, что происходит в головном мозгу) – МРТ (магнитно-резонансная томография), КТ (компьютерная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), УЗИ (ультрасонография).
В НДЦ клинической психиатрии специалисты не будут ставить диагноз «на глазок», а определят весь спектр необходимых исследований. Конечно, гиперактивность – это чаще всего СДВГ, но, возможно, причина беспокойства ребенка – в чем-то другом. Определить ее – задача врача.
После окончания диагностики нужно подобрать лечение. В НДЦ – только комплексные предложения – невозможно помочь только лекарствами или только занятиями с психологом. Важно сочетание методов, а также объединение усилий специалистов Центра и родителей, братьев, сестер для помощи ребенку. Социальная составляющая гиперактивности велика, важно социально поддержать ребенка. В НДЦ предлагается разнообразный «ассортимент» вариантов помощи – индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, БОС (биологическая обратная связь) и т.д.
Для родителей работает Школа душевного здоровья, выбери свою группу.
В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии